Для защиты крупнейшего в мире государства от новейших бомбардировщиков вероятного противника были разработаны перехватчики совершенно нового типа. Самолету Ту-128 были «по зубам» даже сверхзвуковые носители крылатых ракет.
[singlepic id=783 w=410 h=320 float=center]
В 1957 году ИА ПВО СССР сформулировала техническое задание на вооруженный ракетами новый перехватчик с очень большим радиусом действия и высокой скоростью полета. На удалении 1500 км от базы самолет должен был патрулировать в течение 3 часов.
В системе ПВО предполагали сформировать подразделение, вооруженное таким перехватчиком, куда входили бы еще и ЗРК. Самолет предназначался, прежде всего, для уничтожения американских В-52 на рубежах, находящихся как можно дальше от промышленных центров СССР. Перехватчик с большой дальностью полета мог закрыть существующие в системе ПВО бреши, которых особенно много было в северных районах СССР.
Новый самолет в ОКБ А. Н. Туполева проектировался на основе фронтового сверхзвукового бомбардировщика Ту-98 с экипажем из трех человек и взлетной массой 39000 кг. Единственный прототип Ту-98 выполнил первый полет 7 июля 1956 года, но вскоре от дальнейших работ по данной теме отказались.
Большой тяжелый истребитель
[singlepic id=785 w=410 h=320 float=center]
Размеры Ту-28 для истребителя колоссальны. При длине самолета в 30,06 м его максимальная взлетная масса достигала 43 000 кг. До сих пор это самый большой (но не самый тяжелый) серийный перехватчик в истории авиации. Большие размеры планера диктовались необходимостью размещения значительного количества топлива для достижения оговоренных в техническом задании параметров дальности и продолжительности полета.
Силовая установка включала два ТРДФ АЛ-7Ф-2, которые в отличие от Ту-98 установили в хвостовой части фюзеляжа бок о бок. В носовой части смонтировали мощную РЛС РП-С «Смерч» с дальностью обнаружения целей порядка 50 км.
РЛС обеспечивала наведение на цель четырех огромных УР «воздух-воздух» Р-4/К-80, разработанных в ОКБ М. Р. Бисновата. Ракеты выпускались в двух вариантах: с полуактивной радиолокационной ГСН Р-4Р и с тепловой ГСН Р-4Т.
Прототип Ту-28 выполнил первый полет 18 марта 1961 года, за прототипом построили пять предсерийных перехватчиков.
В декабре 1968 года обозначение изменили на Ту-128.
Первые Ту-128 поступили в Центр боевого применения ИА ПВО в Саваслейке в 1964 году, строевые части начали получать Ту-128 в 1966-1967 годах. Всего Ту-128 вооружили шесть авиаполков ПВО, на вооружении эскадрильи состояло по 9-12 перехватчиков. Самолеты часто перебрасывались с основных баз на аэродромы передового базирования в северных районах СССР. Ту-128 мог патрулировать в течение 2,5 часов на удалении 1100 км от аэродрома базирования.
Эксплуатация Ту-128
[singlepic id=786 w=410 h=320 float=center]
Ту-128 поражал личный состав всем: размерами, массой, прочностью конструкции, летными данными. Предсерийные самолеты с четырьмя подвешенными ракетами развивали максимальную скорость 1665 км/ч. Самолет обладал отменными разгонными характеристиками, высокой скороподъемностью, а высоту 10000-11000 набирал без включения форсажа. По боевой эффективности Ту-128 аналогов в мире не имел.
Он впервые позволил более-менее надежно прикрыть северные рубежи СССР от воздушного агрессора. Очень часто Ту-128 выполняли в северных районах перехваты и сопровождение разведчиков НАТО. Однако самолет не был лишен недостатков. Сложными для Ту-128 целями являлись скоростные и высотные SR-71 и любые цели, летящие вблизи земли. Появление МиГ-25 позволило разрешить проблему SR-71, ну а МиГ-31 закрыл весь диапазон скоростей и высот.
В 1970 году начались работы по модернизированному Ту-128М, но работы затянулись, и эксплуатационные испытания начались только в 1977 году. В прототипы Ту-128М доработали два новых Ту-128.
Модернизация Ту-128
Начиная с июня 1979 года, большинство ранее построенных Ту-128 доработали в Ту-128М путем установки РЛС РП-СМ «Смерч-М», также улучшили радиосвязное оборудование, а в состав вооружения ввели улучшенные УР Р-4РМ и Р-4ТМ. Внешне Ту-128 отличается прямой, а не срезанной законцовкой киля, хотя кили доработали не на всех Ту-128М.
Подобно всем перехватчикам ПВО, Ту-128 создавался для работы в кооперации с наземными КП и самолетами ДРЛО Ту-126, однако чаще всего Ту-128 действовали автономно или полуавтономно вне поля наземных РЛС.
В строевые части Ту-128М начали поступать в конце 1970-х годов, в конце же 1980-х годов их полностью заменили на МиГ-31. Последние снятые с вооружения Ту-128 перегнали на базу хранения в Ржев, где в апреле 1994 года имелось около 50 тяжелых перехватчиков Туполева.
[nggallery id=138]
Источник: Журнал «Мировая авиация» выпуск 245