Всем наверно в жизни хотя бы раз приходилось удалять краску с какого-нибудь предмета, поэтому сложность и трудоемкость этого процесса понимают все. А представьте какого это сдирать краску с транспортного самолета С-130. Но теперь подобную грязную и тяжелую работу будет выполнять роботизированный комплекс с помощью лазера.
Прототип новой роботизированной системы был испытан на авиабазе Hill расположенной северной части штата Юта в рамках программы, финансируемой Национальным центром обороны по вопросам энергетики и окружающей среды . Цель программы повысить производительность и снизить расходы на оплату труда, снизить опасность для здоровья персонала и уменьшить воздействие на экологию при покраске самолетов. Разработчиками новой роботизированной системы являются Национальный Центр Робототехники из Университета Карнеги Меллон и Technologies Corporation из Джонстауна, штат Пенсильвания.
Роботизированный комплекс состоит из 6-и мобильных роботов, которые работая в команде удаляют лакокрасочное покрытие с различных типов военных самолетов. Каждый мобильный робот в отдельности представляет собой манипулятор с гидравлическими подъемниками. На конце каждого манипулятора имеются датчики, которые позволяют скользить манипулятору по поверхности самолета в то время, как лазер удаляет лакокрасочное покрытие. Кроме того по мере движения манипулятора, датчики оценивают состояние самолета. Оценка состояния самолета должна происходить достаточно быстро поскольку задержка лазерного луча на одном месте больше положенного времени может привести к перегреву поверхности самолета. В это время система HEPA (High Efficiency Particulate Air) производит сбор лакокрасочных отходов образуемых при удалении покрытия.
Количество роботов необходимое для удаления лакокрасочного покрытия зависит от типа самолета. Для истребителя достаточно комплекса состоящего их двух роботов, а для транспортного самолета понадобится не менее 4-х роботов. Перед началом работы, система управления робота создает план предстоящих работ, который может меняться при необходимости уже в процессе работы. Кроме того, в программу по очистке поверхности, закладываются участки, которые очистке не должны подвергаться и больше нет необходимости заклеивать такие участки скотчем и бумагой.
Использование роботов означает, что очистку самолетов можно производить непрерывно круглые сутки и как заявляет руководитель проекта Джим Артур, «автоматизированное лазерное удаление покрытий, значительно уменьшит объем отходов, экологический риск и общую стоимость подобных робот».
В настоящий момент система находится в стадии тестирования, но по мнению разработчиков, подобные системы в будущем будут выполнять покраску, технические и ремонтные работы на самолетах.
[nggallery id=13]
Источник: gizmag.com