Отдельная категория людей никогда не будет удовлетворена. Вы даете им самолет, и они жалуются, что он не способен зависать в воздухе. Вы даете им вертолет, и они начинают ныть, что он не достаточно высотный и скоростной. Вероятно, именно такие люди работают в компании Elytron Aircraft LLC из Калифорнии, которая занимается разработкой Elytron 2S, небольшого летательного аппарата с поворотными винтами, который должен объединить преимущества самолетов и вертолетов.
[singlepic id=972 w=420 h=315 float=center]
Самолеты и вертолеты заняли устойчивые ниши. Самолеты могут летать высоко, быстро и далеко, перевозить тяжелые грузы, в то время, как вертолеты способны зависать, летать «задним ходом», садиться и взлетать вертикально, и совершать маневры в ограниченном пространстве. Хитрость в том, что в определенных условиях требуется самолет способный садиться и взлетать вертикально, или вертолет способный подниматься на большую высоту и быстро летать.
Проекты аппаратов с поворотными винтами уже проектировались и даже воплощались в металле. Например, проекты Bell V-280, AugustaWestland AW609 и V-22 Osprey.
К несчастью, единственный выпускаемый конвертоплан V-22 Osprey, работает в интересах военных. И это не смотря на то, что данный вид аппаратов планировалось широко использовать для гражданских нужд в качестве такси, легких транспортников и для других нужд.
[singlepic id=970 w=420 h=315 float=center]
В компании Elytron Aircraft LLC видят будущие применение своего творения именно в гражданской сфере: в медицинской службе, поиске и спасении, перевозках и разведки нефти.
Если сравнивать Elytron 2S и Osprey, то в глаза сразу же бросается необычное крыло нового аппарата. Оно выглядит экзотическим и футуристическим, но в действительности подобная конфигурация восходит еще к началу эры воздушных полетов.
Конвертоплан Elytron 2S имеет пару крыльев. Первое крыло начинается в фюзеляже и заканчивается в хвостовой части аппарата. В результате крылья образуют замкнутый контур, напоминающий прямоугольную коробку. Подобная конструкция по заявлению разработчиков обеспечивает большую прочность, а также обеспечивает прирост подъемной силы на 15% по сравнению с обычным крылом.
[singlepic id=971 w=420 h=315 float=center]
Подобные показатели по идее должны обеспечить высокую топливную и весовую эффективность. В целом подобное крыло очень эффективно для короткого взлета и посадки.
Помимо кольцевого крыла, конвертоплан оснащен небольшим крылом с установленным на нем парой двигателей. Именно это крыло является поворотным и призвано обеспечить аппарату комбинацию вертолетных и самолетных возможностей.
Elytron 2S является двухместным демонстрационным прототипом, построенным с использованием углеволокна. В компании разработчике утверждают, что планируют установить на него 450 сильный двигатель с турбонадувом и в следующем году начать летные испытания. В случае успеха планируется постройка семиместного варианта для коммерческого использования.
[singlepic id=969 w=420 h=315 float=center]
Конвертоплан Elytron 2S будет показан на выставке Oshkosh Airshow в начале августа.
Краткая историческая справка:
Первым аппаратом с кольцевым крылом стал «Блерио III», сконструированный Луи Блерио в 1906 году и ни разу не поднявшийся в воздух.
В СССР в 1936 году студентом МАИ Суханов был предложен проект самолета с кольцевым крылом. Диаметр крыла составлял 3 м, а расчетная скорость 600 км/ч должна была обеспечиваться 800-сильным двигателем «Испано-Сюиза». К 1940 году диплом стал полноценным проектом истребителя-перехватчика короткого взлета и посадки и был рассмотрен на научно-техническом совете ЦАГИ. Но пришла война, на постройку самолета и тем более на его испытания не было времени и средств. В 1942 году в Новосибирске Суханов построил действующую модель кольцеплана. Испытания модели показали, что самолет выдерживает углы атаки до 43°, имеет высокую энерговооруженность, антиштопорные свойства и великолепную маневренность. Суханов получил авторское свидетельство, провел все расчеты, но кольцеплан по причине войны и разрухи в стране так и не увидел свет.
Во время Второй мировой войны в Германии Эрнст Хейнкель предложил проект истребителя-перехватчика вертикального взлета и посадки Жаворонок» (Lerche) конструкции Эрнста Хейнкеля, который имел девятигранное замкнутое крыло. Однако реализации этого проекта помешало окончание войны.
В 1959 году воплотили в металле проект реактивного самолета с колецевым крылом SNECMA C-450 Coléoptére, который даже взлетел. Однако самолет разбился, чуть не похоронив пилота. Но эта же компания ранее разработала беспилотный летательный аппарат с кольцеобразным крылом Atar Volant C-400 P-1 («Летающая звезда»), который совершил более 200 успешных полетов.
В 1967 году появился американский проект Convair Model 49, разработанный фирмой Convair. Кольцеплан Model49 был гибридом самолета и вертолета. Его кольцевидное крыло скрывало под собой арсенал, которым мог бы гордиться целый артиллерийский полк. Пулеметы, гранатометы, пушки и ракетометы — «49-й» мог в одиночку дать бой полноценной армии. Однако проект был отклонен правительством США.