By | 09.09.2015

Евгений-Максимиллиан Карлович Стоман (1895-1964) родился 29 января 1895 в Пятигорске в многодетной семье немецкого купца-промышленника и вскоре был крещен в местной лютеранской кирхе. Его отец, германско-подданный Карл Адольфович Стоман, организовавший в Пятигорске пивоваренный завод «Эльбрус-Бавария» на Пятисотенном участке, скончался в декабре 1907 года. Мать Вильгельмина Давидовна стала управлять пивоваренным заводом после смерти мужа. Все их дети приняли российское подданство.

Евгений-Максимиллиан Карлович Стоман советский инженер

Весной 1914 Евгений Стоман окончил мужскую гимназию в Армавире и поступил в Петербургский электротехнический институт. Но по случаю Первой мировой войны он был вскоре мобилизован в армию и направлен на обучение в Севастопольскую (Качинскую) военную авиационную школу, которого закончил 20 марта 1915 года. Затем успешно воевал как летчик-истребитель на фронтах Первой мировой войны, сбив три самолета противника. Став полным кавалером солдатских Георгиевских крестов, Стоман получил офицерское звание прапорщика. Его фамилия указана на мраморных досках кавалеров ордена Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. В апреле 1918 Стоман сознательно перешел в рабоче-крестьянскую Красную армию, потом командовал 25-м разведывательным авиаотрядом. На своем боевом биплане «Ньюпор» Стоман выявлял с воздуха группы басмачей и вел с ними борьбу. Стал героем Гражданской войны. В июле 1919 Стоман был награжден орденом Красного Знамени за успешный поиск и установление связи с заблудившейся в казахских степях 3-й кавалерийской бригадой. После войны орденоносец Стоман стал слушателем Института инженеров воздушного флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е.Жуковского). По окончании института в 1925 он был назначен начальником технического отдела Научно-опытного аэродрома, а в 1926 возглавил ленинградскую Научно-техническую школу летчиков. В 1930 Стоман был назначен начальником опытно-экспериментальной лаборатории испытания двигателей ЦАГИ. В том же году был первый раз арестован, но через девять месяцев освобожден. Начиная с 1925 принимал участие в испытании самолетов советского авиаконструктора А.Н.Туполева, отвечал за выполнение дальних перелетов знаменитых советских летчиков Михаила Громова и Валерия Чкалова на самолете АНТ-25 — в сентябре 1934 (установление мирового рекорда дальности), в июле 1936 (перелет Москва-Дальний Восток) и в июле 1937 (перелет Москва- Северный Полюс-США).

Евгений-Максимиллиан Карлович Стоман советский инженер

В августе 1937 произошла трагическая гибель и потеря самолета ДБ-А номер Н-209 с экипажем из шести человек под командованием пилота С.А.Леваневского, совершавшего перелет Москва-Северный Полюс-Аляска. Несмотря на упорные поиски, самолет Леваневского обнаружен не был. В октябре 1937 были арестованы конструктор А.Н. Туполев и ведущие специалисты его конструкторского бюро. А 10 ноября 1937 был арестован инженер Е.К.Стоман, участвовавший в подготовке этого перелета, и отправлен на Лубянку. «За участие в антисоветской вредительской диверсионной организации в ЦАГИ» он получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. До 1941 Стоман работал в специальном техническом отдела ЦКБ-29 (спецтюрьма НКВД, более известная как «шарага») по самолетам под шифрами 100 (Пе-2) и 103 (Ту-2). Как ведущий инженер КБ им Туполева, Стоман организовывал испытания и доводку самолетом Ту-2, Ту-12, Ту-14, Ту-4, Ту-85, Ту-70, Ту-16, Ту-95, Ту-104 и др. Его называли опорой Туполева, а сотрудники КБ между собой называли «Карлыч». С 1943 до самой смерти Е.К. Стоман бессменно был начальником летно-испытательной станции, которая входила в состав Жуковской летно-испытательной и доводочной базы в г.Жуковском.

А теперь внимание.

Евгений-Максимиллиан Карлович Стоман советский инженер

Стоман имел научное звание доктора технических наук, почетное звание лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР, был награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны первой степени и различными медалями. Скончался в Москве 8 октября 1964 на 70-м году жизни и был похоронен на Введенском кладбище. В истории советской авиации уроженец Пятигорска Евгений Карлович Стоман считается признанным корифеем, специалистом по организации летных испытаний, дальних перелетов и доводки опытных самолетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *